На данный момент вышло всего 5 сезонов этого драматичного и целом ужасного фильма, 6-й сезон сериала “Рассказ служанки” анонсирован на 2023-й год.
Сюжет:
В середине 1980-х годов недалеко от Бостона, штат Массачусетс, шайка правых фундаменталистов убивает президента США и членов Конгресса, лишает женщин прав, конфискуя их кредитные карты и отказывая им в работе и образовании, и создает Гилеад, репрессивно-консервативное государство, стремящееся уничтожить гомосексуалистов, абортмахеров и другие религиозные секты, кроме своей собственной, и переселить евреев, старух и небелых людей на радиоактивную территорию, известную как Колонии. Из-за того, что ядерная и биологическая война загрязнила огромные территории, среди населения резко сокращается количество жизнеспособных детей и растет число врожденных дефектов. В связи с этим бесплодные и пожилые женщины, а также гомосексуалисты направляются в Колонии в качестве бригад по очистке территории. Плодовитые женщины, вовлеченные в незаконные связи или вторые браки, задерживаются, индоктринируются и передаются командирам тайной полиции в качестве подручных. Эти переодетые размноженцы живут в уединении и виртуальном рабстве, их лишают настоящих имен и обозначают отчеством мужчин, которые контролируют их жизнь – “Офчарлз” и “Офваррен”. Целью этих полигинных отношений является увековечивание белой расы, которая ведет военные действия в отдаленных районах в борьбе за превосходство.
Где смотреть бесплатно сериал Handmaid’s Tale онлайн можно здесь:
Обзор и Рецензия на сериал “Рассказ служанки”:
Одна из самых постоянных критических замечаний в адрес адаптации “Рассказа служанки” на Hulu – это отношение к расе. По мере приближения финала сезона становится ясно, что постановка попадает в знакомую ловушку многих феминистских произведений: Она присваивает себе борьбу цветных женщин и экстраполирует опыт белых женщин как репрезентативный для всех женщин.
В то время как исходный материал сериала, антиутопический роман Маргарет Этвуд 1985 года, представляет фундаменталистское тоталитарное государство Гилеад как страну белого превосходства, в которой цветные люди были насильственно депортированы, интерпретация Hulu представляет общество, в котором они остаются и в равной степени угнетаются в рамках того же самого ограничительного режима. Лучшую подругу Оффред, Мойру, играет чернокожая актриса Самира Уайли; ее мужа, Люка, играет чернокожий британский актер О.Т. Фагбенле. Хотя отрадно видеть такую попытку разнообразия, тот факт, что повествование не затрагивает вопросы расы, создает дефицит. Вместо того чтобы показать, как расизм развивался и мутировал вокруг специфики такого общества, как Гилеад – где женщины лишены всех прав и, в случае с гандмаидами, вынуждены рожать детей для более высокопоставленных членов общества – повествование предполагает, что не было исторического момента, когда расизм когда-либо был насущной проблемой. Как пишет Сорайя Надя Макдональд в эссе для The Undefeated: “В иерархическом обществе, движимом религиозным фундаментализмом, практически все в истории этой страны говорит о том, что расовые разногласия укоренились бы гораздо сильнее, а не ослабли”. Проблема заключается в отсутствии межсекторальности.
Роман Этвуд “Рассказ служанки” давно считается важнейшим феминистским текстом, но его также справедливо критикуют за присвоение борьбы и угнетения чернокожих женщин в США. Сама идея принудительного размножения напоминает о принудительном воспроизводстве рабов в Америке. Существование Марты напоминает о появлении чернокожих женщин как домашнего рабочего класса в эпоху Джима Кроу. Этвуд заявляла в интервью, что все ужасы, о которых она рассказывает в своем романе, взяты из реального опыта черных и коричневых женщин по всему миру, однако история рассказывается исключительно с точки зрения Оффред. Истинный скандал этой истории заключается в том, что в Гилеаде эти злодеяния теперь происходят с белыми женщинами.
Хотя точка зрения Оффред в книге ограничена, она, по крайней мере, обеспечивает функциональную основу для истории об обществе, где царит превосходство белой расы. Адаптация Hulu, однако, подобным образом присваивает себе борьбу чернокожих людей, требуя от зрителей отстраниться от веры и притвориться, что расизм либо каким-то образом решен, либо полностью игнорируется власть имущими во имя сохранения рождаемости. Именно это делает адаптацию Hulu такой недоуменной. Зачем вообще снимать чернокожих мужчин и женщин, чтобы потом полностью игнорировать их идентичность? В статье для New York Times критик Анжелика Джейд Бастьен вникает в суть проблемы:
Если вы собираетесь торговать аллегориями репродуктивных прав и телесного ужаса, которые на протяжении всей истории этой страны продолжают вредить цветным женщинам, особенно чернокожим, то вызывает тревогу тот факт, что реальным чернокожим женщинам в повествовании не уделяется никакого внимания тому, как они борются с этими темами. Американская история изобилует историями чернокожих женщин, которых стерилизовали, над которыми ставили эксперименты, у которых украли их телесную автономию, уничтожив ее в пользу “высшего блага”, которое они никогда не разделят.
Общей жалобой в феминистском движении является отсутствие межсекторального анализа различных проблем, затрагивающих женщин. Политически важно признать, как раса, класс, способности и сексуальность могут изменить отношение женщины к обществу, которое предпочитает белых, богатых, цисгендерных, прямых и трудоспособных людей, и ее положение в нем. Поскольку не все женщины одинаковы, не все женские проблемы одинаковы. Белл Хукс рассматривает это в своей влиятельной книге “Феминистская теория: От окраин к центру”: Утверждение, что “все женщины угнетены”, подразумевает, что женщины одинаково угнетены, и не “создает разнообразие опыта”. Тенденция белых феминисток к уничтожению различий активно исключает женщин, чьи освободительные программы не совпадают с их собственными.
Остался всего один эпизод, и у нас мало шансов увидеть Гилеад глазами его единственного значимого чернокожего женского персонажа. Хотя эпизод прошлой недели оставил некоторую надежду на то, что мы получим больше информации о Мойре, мало оснований полагать, что мы увидим, как она занимается своей идентичностью чернокожей женщины. Мойра, которую мы знаем, дерзкая и нахальная. Она громко заявляет о своем несогласии, когда вокруг нее появляются атрибуты Гилеада. Она ищет убежища в Канаде задолго до Оффред и Люка. Она планирует и осуществляет побег из Красного центра, а теперь еще и из центра Джезебель. В сериале не объясняется причина ее активной реакции на меняющийся мир, но трудно представить, что историческое происхождение ее личности не было бы движущей силой в этих решениях. Даже во флэшбэках Мойра и Люк не проявляют солидарности в своей общей черной идентичности или пережитом опыте угнетения. Это обычный провал белых феминисток в воображаемых антиутопиях: “разнообразие” представляется как присутствие белых женщин и черных мужчин. Черные женщины отодвигаются в сторону и стираются, даже когда их травмы центрируются, деконтекстуализируются и используются для привлечения сочувствия к окружающим их белым женщинам.
Отказ сериала от расовой проблематики столь же навязчив, когда речь заходит о Люке. Мы многого не знаем о том, какой могла бы быть его судьба, если бы он остался в Гилеаде: Какую роль должны играть чернокожие мужчины в обществе, где рождаемость направляется через контроль над женским телом? Какую позицию он мог бы найти или получить, если бы не игнорировал расовую историю отношений чернокожих мужчин с белой институциональной властью и полицейским государством? В седьмом эпизоде (где мы видим больше того, что происходит с героем после его разлуки с Оффред) Люку показывают тела линчеванных “неугодных” в церкви. Эта сцена поражает и расстраивает; Люка тошнит при виде такого количества мертвых мужчин и женщин, свисающих со стропил. Но слон в комнате отвлекает внимание: чернокожий американец, вероятно, испытывал бы очень сильные чувства по поводу линчевания политических инакомыслящих и выставления их тел в качестве сдерживающего фактора от дальнейших политических действий. Публичные линчевания были не просто казнями; это была тактика, используемая для устрашения широких слоев чернокожего населения и для того, чтобы отбить у других желание мстить за насилие белых расистов.
Есть еще Ханна, дочь Оффред и Люка. Из трех членов семьи именно она подвергается наибольшей опасности эксплуатации. Поскольку Гилеад – это недавно сформировавшееся общество, нам еще предстоит узнать, что будет с детьми, когда они вырастут. Но как будут обращаться с Ханной? Станет ли она женой какого-нибудь нового командира? Или же она, как и многие чернокожие женщины до нее, будет заниматься домашним хозяйством, как Марта? Это очевидные и насущные вопросы любого зрителя, на которые адаптация Hulu не смогла ответить из-за своего отказа признать расовую принадлежность.
В целом, сериал амбициозен и в значительной степени преуспел в представлении мира, который активно отменяет права женщин. Но в конечном итоге, невозможно всесторонне рассказать межсекторальную историю, не обращаясь к расе. Если относиться к чернокожим персонажам так, будто они занимают такое же социальное положение, как и их белые коллеги, то это сводит на нет смысл их включения в сериал. Для чернокожих женщин угнетающая тактика Гилеада – это не новая трансгрессия, а циклическое повторение истории. Игнорируя эту реальность, команда, создавшая “Рассказ служанки”, воспроизводит стирание, присущее политике белых феминисток, и отражает антимежсекторальное мышление, которое лучше всего можно описать как глубокий провал сюжета.
Посмотреть все серии, всех сезонов сериала “Рассказ Служанки” можно на
https://mose.rocks/rasskaz_sluzhanki_season_1
https://mose.live/rasskaz_sluzhanki_season_1